ПАМЯТКИ
О науке истории
• Историю нельзя изменить, вопросы типа «Что было бы, если…» бессмысленны.
• Историю изучают, чтобы делать выводы на будущее.
• Чтобы делать выводы, необходимо сопоставлять однотипные исторические события, анализировать их сходства и различия, их причины и последствия.
• События в истории часто повторяются.
• В истории нет ничего «без причины», «из ниоткуда», «просто так», «с бухты-барахты» и т.д.
• Люди создают историю, а не история людей.
Об исторических персонажах
• Без тех, кого мы называем историческими персонажами, ничего бы не было.
• Все исторические персонажи – такие же люди, как и мы, со своими характерами, радостями, бедами, проблемами, обидами, болезнями и т.д., с одним только различием: преимущественно все они уже умерли. При изучении истории категорически запрещается терять в фактах ЧЕЛОВЕКА.
• Нельзя сразу осуждать того или иного исторического персонажа, необходимо действовать по принципу: «Не говори «плохо», пока не знаешь, как сделать лучше».
• Не бывает «хороших» и «плохих» исторических персонажей.
• Чтобы лучше понять причины поступков исторических персонажей, выясните как можно больше деталей и «прикиньте на себя».
• У всех исторических персонажей обычно есть имена. Это значит, что их надо знать.
О датах
• Основные даты необходимо знать, просто чтобы не падать лицом в грязь.
• Все даты связаны с событиями и историческими персонажами, а не существуют сами по себе.
Об исторических материалах
• К любому материалу, где об историческом персонаже говорится или только очень хорошо, или только очень плохо, следует относиться с сомнением и опаской.
• Надо уметь пользоваться дополнительными источниками, т.к. на уроках есть время изучить лишь самое главное, а интересующие подробности можно найти в дополнительной литературе.
• Даты и имена не всегда точно известны, поэтому в разных источниках бывают разными. Этому не нужно удивляться. Это нужно проверять и сопоставлять.
Об исторических терминах
• Исторические термины (словарные слова) знать необходимо, чтобы долго и запутано не объяснять то, что можно сказать одним словом.
Об исторических картах
• Изучая историю, необходимо ориентироваться в географии, чтобы египтяне не переправлялись через Темзу, а исследователи Сибири не блуждали по Греции в поисках реки Амур.
• Исторические карты существуют для того, чтобы мы могли ярче представить то, что увидеть не можем. Они графически восстанавливают картины прошлого.
Вариант 1
1. Назовите имя, даты жизни, происхождение.
2. Опишите внешний облик личности.
3. Определите главные черты характера.
4. Раскройте важнейшие события жизни и поступки.
5. Определите значение деятельности личности.
6. Выразите ваше отношение к личности.
Как давать оценку личности
1. Выскажите свое мнение о делах и поступках личности (подтверждая его фактами).
2. Определите, что вам нравится в личности, а что для вас оказалось неприемлемым в её характере, поступках.
3. Объясните, почему.
Вариант 2
1.Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?
2.Если возможно, опиши его внешность, черты характера.
3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.
4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры, страны
5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие - неодобрение?
1. Выберите (уясните) тему сообщения.
2. Составьте план изучения темы.
3. Найдите источники для подготовки сообщения. Наиболее достоверными являются первоисточники и научно-популярная литература.
4. При необходимости сделайте выписки из книг.
5. Можете написать текст выступления.
6. Подготовьте изложение темы по плану и отрепетируйте ваше сообщение.
7. Во время выступления перед одноклассниками говорите свободно (не зачитывая текст) и понятно.
1. По названию параграфа определите его главную тему.
2. По названиям пунктов параграфа проследите план изучения темы.
3. Заучивать текст параграфа не надо! При чтении основного текста параграфа:
-выясняйте значения новых для вас слов, для этого используйте наш «словарик»;
-самые важные сведения выделены в тексте жирным шрифтом или курсивом, на них обращайте особое внимание;
-обязательно выполняйте все задания и отвечайте на вопросы, размещенные в тексте параграфа;
-внимательно изучайте иллюстрации, схемы, таблицы параграфа. отвечайте на вопросы к этим частям учебника.
4. Прочитайте дополнительные тексты к параграфу. Постарайтесь ответить на вопросы к ним.
5. Проверьте, как вы усвоили тему, ответив на вопросы и выполнив задания, которые находятся после параграфа.
6. Попробуйте придумать свои вопросы по теме параграфа и постарайтесь найти на них ответы самостоятельно или с помощью книг.
2. Опишите, что вы видите на иллюстрации. Сначала опишите, что изображено на переднем плане иллюстрации, затем – что находится на заднем плане, слева и справа.
3. Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали.
4. Предположите, правдиво ли это изображение?
5. В чём ценность информации, которую несёт в себе данная иллюстрация?
1. Определите, что вам необходимо доказать – тезис. Тезис – это определенное утверждение.
2. Приведите аргументы вашего доказательства. Аргументы – это факты, положения, с помощью которых можно показать истинность тезиса.
3. Сделайте выводы – почему тезис верен.
План может быть простым или сложным.
Простой план – это перечисление главных вопросов содержания, состоит не более чем из 3-5 пунктов.
Сложный план кроме основных пунктов имеет еще и подпункты, которые раскрывают содержание главных вопросов.
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Разделите текст на законченные по смыслу части.
3. Выделите главную мысль каждой части.
4. Озаглавьте части текста: главные мысли каждой части текста надо сформулировать в виде названий пунктов плана.